ВВП Испании сокращался на протяжении трех кварталов 2012, уменьшался и доход семей, что вылилось в низкую потребительскую способность. В результате упали розничные продажи. В стране сложились не самые выгодные условия для торговли. Расширения бизнеса за пределами Испании может стать началом экономического роста.

Объем инвестиций вырос на 10 %

Несмотря на финансовые трудности, инвестиции в коммерческую недвижимость в Испании выросли в 2012 году на 10 % в годовом исчислении до 2,1 млрд евро. Однако рост обязан всего трем крупным сделкам.

В начале года предприниматель Амансио Ортега приобрел за 400 млн евро Torre Picasso, одно из лучших офисных зданий Мадрида. Еще две сделки состоялись за несколько дней до конца 2012. В ходе одной из них мексиканская фирма Inmobiliaria Carso заплатила 428,2 млн евро за портфель из 439 офисов, принадлежащих CaixaBank. Владелец Carso, Карлос Слим, признан Forbes одним из богатейших людей мира. Наконец, в ходе третей сделки компания Villar Mir приобрела за 215 млн евро комплекс смешанного назначения в Мадриде.

Если исключить эти три сделки, которые не отражают реальную ситуацию на рынке, объем инвестиции составил лишь около 1 млрд евро, что на 44 % меньше, чем год назад. К тому же, цена за квадратный метр упала на 60 % по отношению к пику, и ставки доходности выросли на 200 базисных пунктов, что указывает на низкий спрос. Причина этому — экономическая нестабильность.

В лидерах Барселона и Мадрид

Если исключить из анализа три вышеупомянутые сделки, все сегменты рынка недвижимости понесли серьезные потери в абсолютном выражении, при этом больше всего пострадал сектор промышленно-логистических объектов.

Спад в относительном выражении был наиболее заметен в гостиничном секторе. Хотя, по данным Института исследований туризма (Instituto de Estudios Turísticos), с января по ноябрь 2012 количество приезжих выросло на 2,9 %, а их расходы на отдых увеличились на 6 %.

79 % инвестиций пришлись на офисы и торговые объекты. Более половины сделок были заключены в Барселоне и 38 % — в Мадриде. На остальные города пришлось всего 4 % продаж.

Доминируют местные инвесторы

На рынке торговой недвижимости преобладают местные покупатели, но крупные торговые центры чаще приобретают иностранцы, поскольку такие объекты требуют больших вложений. Однако активность зарубежных инвесторов остается низкой. На рынке офисов доля местных покупателей составляет 75 %. Во всех сегментах коммерческой недвижимости на испанских инвесторов приходится более двух третей сделок.

Читайте также  Испания: чаще всего иностранцы покупают жилье в Аликанте

Юлия Кожевникова, Tranio.Ru

По материалам Savills